Ресурсный класс в школе № 2 города Валуйки Белгородской области открылся в 2018 году. Это специальная образовательная модель, предполагающая инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с РАС или другими ментальными нарушениями.
Благоприятная среда
В классе учатся дети от 7 до 16 лет. Первая смена длится очно с 8:30 до 12:00, вторая – проходит в дистанционной форме.
Преподаватель-дефектолог Светлана Кудаева отметила, что в первые ресурсные классы детей с РАС принимали с нежеланием:
«Многие считают, что такие дети необучаемы и им не место в школе. Всех детей с РАС зачисляют в общеобразовательные классы. Кто‑то попадает в класс с литерой «А», кто‑то в «Г», но основную часть времени они находятся в ресурсном классе, где с ними занимаются специалисты в парадигме прикладного анализа поведения».
Детей тестируют, специалисты работают над коррекцией их поведения. Как только ребенок начинает осваивать программу того класса, куда зачислен, его постепенно включают в образовательный процесс с помощью уроков математики или рисования. Проводятся уроки доброты, на которых школьникам рассказывают об особенных одноклассниках, чтобы их не боялись и дружили с ними.
Базовые навыки
Ресурсный класс открыли по инициативе родителей детей с РАС. Сначала возникли сложности, так как для его организации были необходимы отдельное помещение и квалифицированные специалисты в области прикладного анализа поведения. Директор школы № 2 города Валуйки Алексей Жуков поддержал инициативу, и силами родителей и организации «Мир без границ» ресурсный класс начал свою работу.
Образовательный процесс условно проходит в два этапа. Первый – период адаптации, во время которого подопечных знакомят с миром, с окружающей средой, учат вступать в коммуникацию. Второй – когда ребенок начинает взрослеть. Специалисты помогают юным белгородцам становиться самостоятельнее, чтобы они могли сходить в магазин, приготовить еду, постирать и погладить вещи.
Тень ребенка
Кабинет для детей с РАС оборудовали так, чтобы они чувствовали себя в безопасности. В классе есть личные парты с надстройкой, школьная доска со специальными карточками, зоны для индивидуальных и групповых занятий, комната сенсорной разгрузки, рабочая зона учителя, учебное и игровое оборудование. С воспитанниками занимаются дефектолог, логопед и психолог, а также учителя по индивидуальному учебному плану.
У каждого ученика есть отдельное тьюторское сопровождение. Тьютор, словно тень, постоянно находится рядом, помогает войти в образовательный процесс и в школьный коллектив, ориентирует и контролирует ребенка. По мере адаптации и социализации подопечного функции специалиста постепенно сужаются.
Подробнее – в материале «БелПрессы».
Ранее «МК в Белгороде» рассказывал, как в Волоконовке 15 лет работает клуб общения для детей-инвалидов.