Психолог объяснил белгородцам, почему подростки вступают в опасные интернет-сообщества

Кандидат психологических наук Сергей Шкилев рассказал, как опасные интернет-сообщества влияют на подростков

Кандидат психологических наук Сергей Шкилев рассказал, как опасные интернет-сообщества влияют на подростков
Психолог рассказал белгородцам, почему подростки вступают в опасные интернет-сообщества, фото: МК в Белгороде

В Интернете все чаще стали появляться сомнительные сообщества, в которые вступают подростки. Зачастую это приводит к неприятным последствиям для ребят. 

Например, в Старом Осколе школьник подговорил своих одноклассников помочь ему в убийстве более 15 человек. Компания подготовила манифест, где юноши отразили все преступные планы и ожидаемые последствия. Однако вскоре компаньоны отказались участвовать в массовом убийстве, но при этом они не сообщили в полицию о планируемом преступлении.

В итоге следствие собрало доказательства по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 205.6 УК РФ («несообщение о преступлении»). Суд приговорил парней к наказанию в виде принудительных мер воспитательного воздействия.

Психолог Сергей Шкилев утверждает, что любое неформальное объединение подростков возникает не просто так. Главная цель – протест, попытка противопоставить себя взрослым.

«Для подростков характерно громко заявить о своей позиции, открыто не согласиться с мнением руководства школы или вуза. И это уже протест. А деструктивные сообщества привлекают, прежде всего, своей анонимностью, конспирацией. Нет необходимости что то регистрировать, делится персональными данными. Нажал на кнопку – ты уже полноправный член того или иного сообщества», – отмечает специалист.

Ища себя, девушки и юноши часто задают себе вопросы: «Кто я в этом мире?», «Какое мое предназначение?», «Какова моя идентичность?». И деструктивные группы, отвечая на них, подталкивают молодых людей к разрушению. Они как бы говорят: «Иди, мы тебя поддержим, смотри, мы тебя принимаем, ты для нас там такой хороший, ты молодец!».

«Еще одной причиной для участия в подобных деструктивных сообществах может быть потребность в экстремальных ощущениях. Желание пощекотать себе нервы. Когда я что то делаю противоправное, скрываю что то, я продумываю какие то варианты, чтобы меня не распознали, не арестовали. Адреналин. Можно проводить параллели с подростковым возрастом, если вспомним волонтеров, которые поддерживают наших военных, посещают зону боевых действий. Они приехали, увидели, что там взрывы, все сделали, разгрузили и успели уехать, а потом что то произошло. Это же тоже адреналин. Только направлен на созидание, на помощь, а не на саморазрушение», – подчеркивает Шкилев.

В формальные сообщества нельзя просто так войти или выйти из них, там существует жесткий отбор. В неформальных все наоборот. Например, подростки, принимавшие участие в подготовке к массовому убийству, смогли легко «выйти из дела». Но при этом они все равно понесли наказание за свой поступок.

«Мы говорим про готовящийся теракт, то есть люди поняли, чем это чревато. Конечно, подобный случай в криминальной среде невозможен. Там так просто людей не отпускают. А в неформальных объединениях допустимо. И дальше логичные вопросы возникают у правоохранительных органов, почему не предупредили, что кто то готовит преступление. То есть мне все равно, что будет с окружающими. Главное, чтобы я остался на свободе, не понес ответственности. Еще срабатывает и принцип круговой поруки, который также пришел из криминального мира и прижился в нашем обществе. Необходимо менять психологию, с рождения надо рассказывать подрастающему поколению, что если ты понимаешь, что произойдет какой то негативный случай, то про это надо предупредить, а не молчать», - считает специалист.

Психолог подчеркивает, что существуют разные типы поведения: асоциальное и антисоциальное. Их нужно уметь различать. С одной стороны, подросток может делать что-то безобидное: выкладывать посты в соцсетях, участвовать в одиночных протестах и в митингах. Но совсем другое дело, когда он бросает бутылку с зажигательной смесью в толпу или готовит убийство.

Деструктивные объединения используют энергию наиболее решительных подростков. Сначала им дают простые задания, постепенно переходя к наиболее сложным и разрушительным. И на каждом этапе отсеивается все больше и больше участников. Большинство из них боятся рассказать о происходящем из-за страха получить статус доносчика и предателя.

«Если ты понял, что ошибся, все равно надо пытаться исправить. Как исправить? Пойти и рассказать. А если не рассказал, значит, не до конца ты исправил свою ошибку. И продолжаешь оставаться соучастником противоправных действий», – отмечает психолог.

Для решения изложенной проблемы должны объединиться и психологи, и юристы, и педагоги. Это необходимо для выстраивания системной и общей работы.

Подробнее – в материале «БелПрессы».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру