Евдокия Потапова живет в селе Волотово Чернянского района Белгородской области. Несмотря на свой возраст (а ей 96 лет), она не теряет интереса к жизни.
Приняли за партизан
На детство белгородки пришлись Великая Отечественная война и оккупация.
«Страшно было, что враг пришел на нашу землю. Помню, по этой улице шла колонна машин и танков. А я жила по ту сторону оврага. Дня три или четыре стоял гул, и все дрожали, боялись. Венгры пришли, немцы. Шастали по домам. Полетели куры, кудахчут. Они этих кур ловили. Кричали: «Мамка, млеко, яйки!» Правда, не стреляли. Хотя позже погибла одна девочка. Она была моей ровесницей. С бабушкой пошла на поле собирать неубранные стебли подсолнечника, которые использовали как топливо, чтобы приготовить поесть. Ломали: то согнутся, то разогнутся. В итоге их приняли за партизан. Пронеслась машина. Через время раздались выстрелы и крик: «Настю убили!» – поделилась воспоминаниями Евдокия Леонтьевна.
Пока фронт не приблизился к населенному пункта, маленькая Евдокия ходила в школу и училась на отлично. Ее брат получал образование в Новом Осколе в техникуме механизации сельского хозяйства. Осенью 1941 года молодого человека призвали на фронт. Отца семейства забрали зимой 1942 года. Оба погибли.
Трудились под музыку
Всего в семье было четверо детей. Сестра умерла от болезни, младший брат скончался в голодном 1933-м, старший – погиб на войне. В итоге Евдокия осталась у мамы одна. Летом 1943 года ее вместе с другими односельчанами мобилизовали на строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава.
Женщина рассказала, что когда они пришли в Бобровы Дворы, им пришлось ночевать в поле в шалашах, сделанных из бурьяна. Потом работников расквартировали. Белгородку и еще двоих поселили в сенях у одной хозяйки. Спала девушка на земляном полу на пиджаке, укрывшись платком.
Сначала питались картошкой и сухарями, потом строителей дороги прикрепили к военным кухням, где выдавали супы. Работали в одну-две смены. Но, несмотря на трудности, никто не жаловался. За перевыполнение норм было поощрение – на участке ставили красное знамя. А однажды к работникам прислали пожилого гармониста. Он играл, а люди старались трудиться под музыку еще быстрее.
Заядлый фотограф
В 1948 году Евдокия Леонтьевна пошла работать учителем в Бородинскую школу. Сначала преподавала в начальных классах, а затем стала учителем математики в Лубянской школе. Позже она перешла в Волотовскую. Женщина проработала педагогом 52 года, на заслуженный отдых отправилась в 2000-м году.
Евдокия Потапова заочно окончила Старооскольский учительский институт и получила специальность биолога и географа. Она всегда старалась быть в курсе передовых методик, чтобы применять их на своих уроках. Для этого педагог выписывала множество журналов.
С мужем белгородка познакомилась на общем колхозном собрании. Он был младше на три года. У супругов родились дочь Любовь и сын Михаил. Сейчас у Евдокии Леонтьевны уже шесть внуков и 16 правнуков.
Бабушка старается идти в ногу со временем. Она освоила планшет, научилась делать с помощью него снимки и пользоваться популярными мессенджерами. Фотография еще много лет назад стала ее хобби.
«Мужу купила фотоаппарат на день рождения и вместе с ним осваивала это дело. Проявитель, закрепитель, глянцеватель… В то время все было сложнее. Отщелкаем пленку. «Володя, давай поскорее проявим, так хочется посмотреть, что вышло!» – просила мужа. Фотографом была заядлым. И на паспорта снимала, и учеников фотографировала, особенно маленьких. Детки все такие хорошенькие», – поделилась Евдокия Потапова.
Дочь белгородки стала инженером, сын – учителем. Родственники часто навещают ее. Не забывают и бывшие ученики.
«Я, наверное, просто от природы любопытная», – поделилась секретом долголетия Евдокия Леонтьевна.
Подробнее о жизни Евдокии Потаповой – в материале «БелПрессы».
Ранее белгородцам рассказали о судьбе фронтовика и писателя Любови Неминущей.